По мере развития человеческого общества развивались экономические отношения, волей или не волей, возникавшие в процессе его существования. На самых ранних стадиях истории, при первобытно общинном строе весь произведенный продукт принадлежал всему обществу. Каждый член этого общества мог им пользоваться в соответствии с иерархией каждого отдельно взятого коллектива. В дальнейшем, с появлением государства общественная собственность преобразовалась в государственную собственность. Суть от смены названия не поменялась. Разнообразились только внешние признаки, которые различались в зависимости от того, кто выражал интересы общества/государства. Это мог быть единоличный правитель князь, царь, король, цезарь или коллективный, в роли которого мог выступать сенат, парламент, вече, а также тот же выбранный, назначенный обществом единоличный правитель, например, президент.
По мере развития рыночных отношений и выделения частной собственности из общественной стали развиваться экономические системы, в которых основную, а порой и единственную роль играл частный капитал.
История показала, что установление только одной формы собственности в обществе (государственной или частной) приводит к значительным проблемам, а иногда и к не возможности нормального функционирования экономике. Это явилось причиной того, что общество самостоятельно подошло к необходимости установления смешанной экономики, которая подразумевает наличие как общественной/государственной, так и частной, корпоративной формы собственности. В сегодняшнем мире еще сохранились отдельные страны, в которых существует только государственная собственность. Это государства с оголтелой, гипертрофированной, социалистической системой правления и абсолютные монархии. В подавляющем большинстве стран и государственных объединений существует смешанная экономика, позволяющая гибко использовать преимущества двух форм собственности в зависимости от ситуации, складывающейся в обществе.
Как правило, при смешанных экономических отношениях государство оставляет у себя в собственности менее рентабельные производства или производственные мощности, являющихся жизненно важными для всего общества или составляющие часть государственной инфраструктуры. Примером таких производств могут служить инфраструктура железнодорожного транспорта, находящаяся в государственной собственности большинства европейских стран, России, Китая и ряда других государств или основные предприятия военно-промышленного комплекса, что присуще в основном бывшим и настоящим социалистическим стран.
При смешанной экономике в ведении государства остаются такие общественно значимые сферы жизни как законодательство, судопроизводство, военная и общественная безопасность и ряд других. Государство также выступает в роли гаранта стабильности и порядка во всех областях жизнедеятельности и отношений юридических и физических лиц на его территории.
Частный или корпоративный капитал получает в собственность или управление, в большинстве случаев, менее проблемные отрасли и направления деятельности. Несомненно, что при этом он может участвовать и в государственных программах и проектах, но не в качестве основного владельца процесса.
Одной из особенностей современных смешанных систем экономики является то факт, что чем больше стабильность в обществе, тем большую свободу и долю в экономике получает частная собственность. В случае появления признаков нестабильности или ее наступления, более значительная роль отводится государству и государственным методам управления и регулирования экономикой и экономическими отношениями в обществе.
Источник:
|