Время утопий прошло. 20 век скармливал нам множество сказок о том, как хорошо мы станем жить, и эти сказки прожорливо глотали все, все хотели верить в чудо после разрушительных войн, репрессий и тотального незнания. Но пришел день, когда сказка должна была стать реальностью, а чудо не произошло. Об этом еще не принято заявлять вслух, но уже появляются те, кто способен хотя бы себе в этом признаться.
Один из таких примеров, очень тонкий, наполненный символизмом мультфильм Сариэла Келези «», снятый по роману Теодора Герцля "Altneuland ". Это не иллюстрация идеологических концептов писателя, скорее ответ на его утопичность, демонстрация абсурдности его мыслей. Герцль жил тем, что верил в возможность создания радостного и светлого будущего Израиля, ему удавалось вести за собой народ, и заражать их своими идеями. Но сейчас, оглядываясь назад уже можно сказать, что его план провалился.
Короткометражный сюжет, продолжительность лишь в 6 с половиной минут очень изящно, без агрессии и лишних слов (они вообще отсутствуют в мультфильме), одной только своей картинкой заявляет о том, что вся эта великая затея счастливого существования еврейского народа на Земле Обетованной оказалась вымыслом. Тонкий юмор просвечивает через образы и фигуры картины, от которого возникает не улыбка, а скорее печаль.
выдержан в духе сюрреализма, что в очередной раз подчеркивает радикальность восприятия заданной темы, изображение, скользящее на грани реальности и вымысла, во время просмотра вызывает гипнотическое противоречивое состояние.
После того, как «Старая новая страна» закончилась, мне понадобилось чуть ли не в два раза больше времени, чем продолжительность самого мультфильма, чтоб его переосмыслить. Идеальная, ровная и свежая картинка, гениальное звуковое сопровождение, вводящее в транс, смысловая нагруженность и индивидуализм отображающего, с сумме дает натюрморт эстетики и интеллектуализма.
Более того, данное творение решает свою главную задачу, как метафизический текст, в малом раскрывает большое, коротким сообщением мультфильм заставляет работать мысль так, что бы мы смогли объять намного больше, чем только то, что было проиллюстрировано. А когда искусство справляется с этой ролью, оно перестает быть просто искусством, оно становится философией, как и все в «Старой новой стране».
|